Лидер российского рынка в сегменте целлюлозных тарных картонов, Группа «Илим» всегда гарантированно обеспечивала свои два гофропроизводства в г. Коммунар (Ленинградская область) и в г. Дмитров (Московская область) собственным сырьём.
Какова сегодня ситуация на этих заводах и как сказались санкционные ограничения на политике поставок целлюлозного сырья, мы поговорили на выставке с Владимиром Александровичем Шошиным, директором Группы по продажам на внутреннем рынке и в странах СНГ.
Владимир Александрович, изменилась ли структура потребляемого на ваших гофрозаводах сырья после введения против нашей страны санкционных ограничений?
— Безусловно. После введения восьмого пакета санкций, в результате которого наш ЦБК в Коряжме лишился возможности поставлять продукцию на экспорт, она практически полностью была переориентирована на внутренний рынок.
В итоге, процент использования целлюлозного сырья на наших гофропроизводствах вырос с 70% до 97%. Оставшиеся проценты приходятся на белый лайнер, закупаемый нами на Сыктывкарском ЦБК.
Повлияло ли это на распределение рынков сбыта вашей гофропродукции?
— Значительную её часть мы предлагаем предприятиям, нуждающимся в упаковке с повышенными физико-механическими свойствами, в том числе используемой для хранения замороженной пищевой продукции. Разумеется, осуществляем поставки упаковки заказчикам, отдающим предпочтение гофротаре, изготовленной не из макулатурного, а из чистоцеллюлозного сырья.
Каковы объёмы производимой в Группе «Илим» гофропродукции, планируется ли их увеличение, модернизация существующих производств?
— В 2024 году, согласно планам, мы планируем совокупно произвести около 290 млн квадратных метров гофропродукции. Существенного увеличения объёмов не ожидается, все имеющиеся мощности загружены полностью.
Единственным источником небольшого роста могут стать внутренние мероприятия, направленные на повышение эффективности производства.
Кроме того, чисто теоретически, мы могли бы рассчитывать на рост порядка 5-10%, если будем использовать сырьё других комбинатов, поставляемое в форматах 2540 или 2500 мм. Пока же, в силу стратегии интегрированного предприятия, работаем исключительно с рулонами кратными обрезной ширине 4200 мм, которую имеет наша БДМ в Коряжме.
Как известно, на российском рынке традиционно имеет место профицит тарных картонов. Насколько велика, по вашему мнению, вероятность появления на нём дополнительных объёмов целлюлозного сырья вашего производства?
— В настоящее время она очень невелика. Судите сами, стоимость доставки тонны нашей продукции из Усть-Илимска в центральную часть Российской Федерации составляет 12 000 рублей. В то время как расценки на транспортировку макулатурных картонов, производимых на региональных комбинатах, находятся в пределах 2 000 рублей.
Тем не менее, ввиду нестабильности экономической ситуации, нельзя исключать некоторых ограничений на экспорт в КНР, куда сейчас и отправляется крафтлайнер из Усть-Илимска.
— Конечно, такая вероятность существует, экономика Китая ещё окончательно не восстановилась после пандемии, масштабы китайского экспорта в страны Евросоюза и в США сократились, объёмы внутреннего потребления качественной упаковки растут медленно.
Но даже и в таких условиях появление дополнительных объёмов нашего крафтлайнера на внутреннем рынке и, как следствие, образование профицита качественного тарного картона, может быть спровоцировано лишь наличием конкурентного спроса, обоснованностью соответствующих ценовых предложений, нехваткой высококачественного сырья. В настоящий момент возникновение подобной ситуации на внутреннем рынке возможно лишь в 4 квартале текущего года.
Беседовал Игорь Кистенев