Печать на бумажной и гофрокартонной упаковке в цифровом «Ракурсе»

Степень эффективности цифровой печати на упаковочной продукции можно оценивать с разных точек зрения или из нишевых рыночных ракурсов, рассматривая её экономические, технические или маркетинговые особенности.

Директор же саратовской типографии «Ракурс» Никита Владимирович Беглаков, приступивший в текущем году к активной эксплуатации однопроходного струйного принтера GO!Digital SC300, при его покупке исходил из желания занять пока ещё свободную нишу цветной оперативной малотиражной печати по бумажной и гофрокартонной упаковке.

Выбор данного направления не был случайным, поскольку, как стало ясно в ходе общения с Никитой Владимировичем, за его плечами большой опыт практической работы с промышленными цифровыми офсетными машинами HP Indigo.

О степени успешности выхода в новый, только ещё осваиваемый, сегмент рынка и возможностях приобретённого принтера, мы поговорили с директором «Ракурса» в преддверии состоявшегося на территории типографии Дня открытых дверей. Краткий отчет об этом мероприятии уже был опубликован на нашем портале.

Никита Владимирович, вашему новому бизнесу всего один год. Расскажите, с чего начали и каковы первые успехи.
— Начиналось всё с анализа того, как, не вкладывая крупных денежных средств и не пересекаясь на рынке с традиционными полиграфическими предприятиями, начать зарабатывать, используя накопленные знания в сфере печатного производства. Ведь за моими плечами 25-летний опыт руководящей и чисто технической работы в сфере допечатной подготовки, на офсетном и цифровом печатном оборудовании.

Первым шагом стало приобретение мобильного струйного китайского принтера для широкоформатной печати на стенах. Этот агрегат, способный печатать сюжеты шириной до пяти метров и высотой до 3,5 метров и работающий с цветовой палитрой CMYK + W, конечно не заменяет работу художников, но заметно сокращает бюджеты организаций, желающих красочно оформить свои помещения.

Разумеется, меня также не мог не заинтересовать рынок малотиражной упаковки, участникам которого хотелось предложить возможность печати по уже готовым изделиям. Действительно, небольшим и очень маленьким компаниям, желающим изготовить несколько десятков и, пусть даже, сотен красочно оформленных пакетов или коробок, вряд ли будет интересно услышать стоимость подобных заказов в крупных типографиях.

Зато сколь привлекательна возможность купить уже готовые, достаточно дешёвые, бумажные пакеты или коробки из гофрокартона, после чего за небольшие деньги напечатать на них требуемые цветные изображения или текст.

В результате поиска подходящей для таких целей печатной техники, который, естественно, производился на рынке китайского оборудования, я остановился на довольно простой и одновременно очень качественно изготовленной модели струйного однопроходного принтера, работающего на водных чернилах.

Аналогичные агрегаты, использующие технологию УФ-отверждения, не подходили как по причине своей слишком высокой стоимости, так и ввиду неспособности работы с пищевой упаковкой.

Не имея достаточного опыта в организации поставок оборудования из Китая, я познакомился со специалистами компании «РУССКОМ», которые, как оказалось, планируют начать продажи интересующей меня модели.

Итогом наших переговоров стала покупка однопроходного принтера GO!Digital SC300, одним из преимуществ которого была возможность печати на упаковках высотой до 150 мм. Сыграла свою роль и приемлемая цена за аппарат с шириной печати 300 мм, оснащённый одной 14-секционной печатающей головкой.

В числе основных заказов в типографии «Ракурс» — коробки для пиццы, подарочные коробки, бумажные пакеты, конверты

Сразу скажу, что достаточно компактный агрегат оправдал возлагаемые на него надежды.

Потратив пару дней на освоение работы с ним, я затем смог за один час отпечатать цветные изображения на 1000 конвертах – на офсете на подобную работу ушёл бы целый день с учётом подготовки печатных форм и времени на приладку.

Надо полагать, данный заказ вы выполняли отнюдь не на предельной, официально заявленной для этого принтера, скорости 30 м/мин?
— Конечно нет. Изучив программное меню аппарата и выполнив достаточно большое число тестовых отпечатков на различных материалах, я установил три варианта рабочих скоростей: Low (Медленная) – 5 м/мин, Medium (Средняя) – 8 м/мин и High (Высокая) – 12 м/мин. Отсюда понятно, что для наиболее качественной печати я всегда выбираю самую низкую скорость.

Что можете рассказать про качество воспроизведения цвета на приобретённом вами принтере? Каковы его возможности по управлению точностью цветопередачи?
— Честно скажу, что меня, отработавшего 25 лет на офсетном производстве, реализованный в этом аппарате классический «струйный» подход управления цветом не устроил. Было непонятно, почему при печати фрагментов макета чисто чёрного цвета, используемые в нём цветовые профили подмешивают в него и другие цвета.

Благодаря тому, что растровый процессор предусматривает возможность построения собственных кривых распределения оптических плотностей по каждому цветовому каналу, я отключил эти профили и, на базе имеющегося инструментария, сформировал собственный алгоритм их распределения, в том числе предусматривающий возможность печати чистым чёрным цветом. Помимо прочего, это позволило мне сократить объём расходуемых при печати чернил.

Предваряя ваш вопрос о том, применяю ли я при построении этих алгоритмов спектрофотометр, сразу скажу, что не использую. Причина проста – спектр используемых при выполнении поступающих заказов материалов столь широк и столь велика разница в уровне их качества, что смысла в построении каких-либо постоянных цветовых профилей просто нет. Перед выполнением каждой работы отстраиваю особенности цветового воспроизведения индивидуально.

Используя возможности растрового процессора, Никита Беглаков сформировал собственные алгоритмы распределения оптических плотностей используемых при печати чернил

Одним из преимуществ приобретённого принтера вы назвали его способность печатать на готовой упаковке, которая должна предусматривать возможность изменения расстояния между печатающей головкой и запечатываемым материалом. Эти изменения наверняка могут повлиять и на качество печати, и на воспроизведение цветов.
— Это действительно так. При изменении расстояния между печатающей головкой и материалом происходит размытие печатаемых элементов, вызванное тем, что выбрасываемые из соседних сопел головки чернильные капли отклоняются от изначально заданной траектории.

Если бы речь шла о многопроходном принтере, данный эффект был бы отчасти скомпенсирован за счёт неоднократного нанесения капель на один и тот же фрагмент. В случае системы однопроходной печати такая компенсация отсутствует.

Для решения проблемы в управляющем ПО GO!Digital SC300 предусмотрена возможность корректировки геометрического сведения сопел по вертикали и горизонтали в каждом из 14-ти сегментов печатающей головки.

При выполнении такой процедуры мне нужно произвести распечатку тестовой шкалы и, базируясь на ней, внести необходимые изменения в значения соответствующих координат на программных панелях управления оператора.

На фотографиях слева направо: рабочие панели корректировки сведения сопел по вертикали и по горизонтали, для всех 14-ти секторов печатающей головки

Указанные операции, надо полагать, требуют дополнительного расхода чернил, что не может не сказаться на итоговой себестоимости печати.
— Разумеется. Поэтому я взял за правило подбирать пакеты заказов таким образом, чтобы расходы чернил на переналадку были минимальными. То же самое касается первоначальной настройки принтера в начале рабочей смены.

Поскольку его печатающая головка работает с чернилами на водной основе, она никогда не должна оставаться сухой. По окончании смены она консервируется в заполненном состоянии, что затем потребует прокачки определённого объёма чернил по всем цветовым каналам для их чистки перед последующей работой.

Такую же процедуру приходится проделывать в случае продолжительного останова между тиражами. Так что основным требованием к работе с данным агрегатом становится его максимальная непрерывная загрузка, которая, действительно, как показывает моя практика, даёт возможность изготавливать поступающие заказы с минимальной себестоимостью.

Кто ваши основные заказчики и с какими трудностями пришлось столкнуться при выходе на рынок с предложениями по цифровой малотиражной печати на упаковке?
— Как правило, это различные пиццерии и небольшие магазины, нуждающиеся в красочно оформленных коробках и пакетах.

Договариваемся о продвижении своих услуг через рекламные агентства, которых в нашем городе достаточно много.

Основная проблема, с которой приходится сталкиваться — это махровый консерватизм потенциальных клиентов, предпочитающих вручную стучать кривым и зачастую слепым штампом по упаковке, нежели заплатить немного денег для нанесения на неё по-настоящему привлекательной и информативной рекламы.

Как в целом оцениваете перспективы нового бизнеса?
Настроен весьма позитивно, поскольку случаи отказов крупных и средних печатных производств от выполнения мелких тиражей случаются всё чаще, а количество последних неуклонно растёт. Что в первую очередь связано с повсеместным распространением услуг электронной торговли, а также с появлением достаточно большого числа небольших частных предприятий.

Беседовал Игорь Кистенев